Яскова Татьяна Геннадьевна 18.03.1976г.
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 Яшкинского муниципального округа»
8-908-931-99-27
График работы:
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница |
08.00 – 12.00 |
Часы консультаций для родителей |
|
Понедельник, среда |
08.00 — 08.30 |
20 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЛОГОПЕДА
Консультация для родителей В гости к свистящим
Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития
Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях
Развитие речи детей посредством художественной литературы
Хорошую речь хорошо и слушать.
Хорошая речь – слаще меда.
По речи узнают человека.
Я с самых ранних лет мечтала стать учителем… Помню, как усаживала кукол и преподавала им уроки математики – этот предмет я просто обожала. Двадцать с лишним лет назад моя судьба сложилась так, что вместо педагогического института и получения профессии физика-математика, я поступила в педагогический колледж. Ту профессию, которую я выбрала, была для меня совершенно незнакома. С каждым учебным годом становилось всё интересней и интересней. И вот так по окончании коллежда я стала воспитателем, организатором логопедической работы в дошкольном учреждении. Начинать свой трудовой путь пришлось сразу учителем-логопедом в детском доме с непростыми детьми. Стало понятно, что профессия эта меня затягивает и требует больших знаний и умений, чем я владела тогда. Закончила заочно Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, получила квалификацию учитель-логопед. Так кто он такой – современный логопед? Что он может?
Современный логопед – это интеллигентный и разносторонне развитий человек и просто искусный мастер, в котором сочетаются артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог. Бесспорно, успех в работе зависит от глубоких профессиональных знаний учителя-логопеда, его осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от творческой активности и инициативы.
Моя работа позволяет ощущать себя волшебником – дарить детям надежду, своего рода «выздоровление». Вот уже 21 год я работаю с детьми, обучаю их красивой, грамотной и выразительной речи. Моя задача – помочь детям преодолеть имеющиеся речевые нарушения, способствуя становлению личности ребенка, его социализации в противоречивом и быстро меняющемся мире. Дети побуждают меня к поиску нового, интересного, наиболее важного. Каждый ребенок требует к себе особого внимания и подхода, необходимо принимать его таким, какой он есть.
Терпеливо, шаг за шагом, стремимся мы с детьми к поставленной цели. И для меня нет большего счастья, как слышать красивую и грамотную речь дошкольников, осознавая, что я являюсь первой ступенькой в начале их жизненного пути.
Современный логопед современен во всём, ему подвластны разные технические средства: диктофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер. Одной из тем, стоящих передо мной в плане самообразования – это использование компьютерных презентаций, логопедических программ в коррекции звукопроизношения. А также поиск новых, нетрадиционных методов и подходов в коррекционно-логопедической работе.
Таким нетрадиционным методом стала для меня биоэнергопластика. Я разработала проект «Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики» и внедряю его в повседневную работу на каждом логопедическом занятии. Почему я заинтересовалась этой темой? Потому чтоартикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. А ежедневное выполнение гимнастики для языка по традиционной методике снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией, я решила использовать метод биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.
Что же такое биоэнергопластика? Сам термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
В наше время компьютеризации и широкого использования интернета невозможно оставаться в стороне от современности. Поэтому в сети интернет на «Учительском сайте» проект «Инфоурок» я создала свой педагогический сайт, который подтверждается сертификатом. На этом сайте можно найти следующие методические разработки, также подтвержденные сертификатами о публикации:
— Буклет «Артикуляционная гимнастика» (все комплексы);
— Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики;
— Презентация «Речевая среда ДОУ»
Также повышаю свою квалификацию, посещаю различные семинары, методические объединения.
Личность учителя-логопеда многогранна. Она несет в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще у логопеда в распоряжении есть улыбка. А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово?.. Учитель-логопед – образец для окружающих, не только детей, но и взрослых!
Желаю всем коллегам быть достойными представителями интеллигенции, раскрыть свои лучшие стороны в столь интересной и нужной обществу профессии и, конечно, идти в ногу со временем, быть современными логопедами!
Доброе время суток, уважаемые взрослые!
Давайте поговорим о речевом развитии Ваших детей.
Речь – это специфическое и уникальное свойство человека, позволяющее стать ему ЛИЧНОСТЬЮ. Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка. Прислушайтесь к речи своего ребенка, все ли звуки он произносит ясно и четко, или, всё-таки, есть какие-то нарушения. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек, думая, что и так все пройдет, наговорится и научится. А ведь недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Ранняя коррекция, систематические занятия могут практически полностью компенсировать недоразвитие речи ребенка. А вы, уважаемые взрослые, реально оцените свои возможности и силы и выберите приемлемую для вас систему занятий: либо посещать логопеда, либо уже дома начать какие-то занятия.
Сегодня наша тема: «Свистящие звуки».
Под свистящими звуками понимают нарушение произношения звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц – полное их отсутствие или замена на другие звуки, а могут произносить их межзубно, или язычок пропускает воздух через боковые края – и мы слышим какие-то хлюпающие звуки.
Для начала разберем с Вами правильную артикуляцию этих звуков по очереди. Начнем с базового звука С.
При правильном произнесении звука С губы слегка растянуты в улыбке, видны передние зубы, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум.
Вот некоторые приемы постановки этого звука:
1) Улыбнуться, оттянуть уголки рта так, чтобы были видны зубы, подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для С (кончик языка при этом упирается в нижние зубы).
2) Если нарушение боковое, т.е. слышится булькающий звук, то нужно улыбнуться, оттянуть уголки рта, язык при этом слегка высунут изо рта, кончик его находится между зубами, и в этом положении подуть на кончик языка. Получается межзубный звук. После его закрепления язык перевести за зубы и получить звук С, как описано в 1).
Но лучше всего, для успешной постановки звука, обратиться к логопеду. Так как, ребенку возможно понадобится дополнительная механическая помощь, которую квалифицированно может оказать только специалист.
А дальше начинается самая длительная работа по закреплению правильного звука в речи. Вот здесь без Вас, дорогие родители, уже никак. Ведь занятия с логопедом занимают от силы 15 – 20 минут 3 раза в неделю. Все остальное время Вы закрепляете поставленный звук в самостоятельной речи ребенка с помощью различных игр и упражнений.
Звук вводим в речь постепенно: изолированное произношение — например – мы «идем» по роялю (пальчиками) а наш насос любит петь песенку «С-С-С». Наступая на каждую последующую клавишу, мы произносим звук С. Или насос любит путешествовать по разноцветным дорожкам и также петь свои песенки, только дорожки должны быть еще и разной длины.
Потом идет работа по закреплению звука в слогах. Здесь мы можем поиграть в мячик, подбрасывая который, произносим слоги – СА, СЫ, СУ…, а потом и обратные – АС, ОС, УС… Или повторяем за насосом – СА – СО – СУ – СЫ…
Кропотливая работа по закреплению звука в словах начинается с произнесения слов, начинающихся на данный звук в паре с разными гласными звуками. Это – сад, сало, сани, сахар, сок, сода, сокол, суд, сумка, судно, сыр, сыро, сэр… Сначала мы отрабатываем слова с первым ударным слогом, потом можно взять и такие как – сапог, самокат, сундук… Затем берем слова со звуком с в середине слова (сначала в прямых, затем и в обратных слогах – лиса, посадка, косынка…), слова со стечением звуков (слова, слава, станция…), слова, заканчивающиеся на звук С (пес, нос, поднос…).
Далее идет закрепление звука во фразах, чистоговорках. Ребенок повторяет за Вами – «Я пью сок, вот белый пес…, са-са-са – вот лиса, су-су-су – я вижу лису…, ста-ста-ста – у лисы нет хвоста…
Заканчивается работа закреплением звука в связной речи. Здесь мы учим стишки со звуком С, типа:
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Учим отвечать на вопросы по картине – какие из нарисованных предметов начинаются на звук С, заканчиваются…. Вместе тренируемся произносить скороговорки, типа: у маленького Сани сани едут сами, сани едут сами у маленького Сани.
При произнесении СЬ губы растягиваются еще больше и напрягаются. Переднесредняя часть спинки языка перемещается несколько выше и вперед.
Звук СЬ легко ставится по подражанию после закрепления твердого звука С. Здесь мы можем поиграть в маленького братика насоса – насосика – улыбайтесь сильней и песенка маленького братишки обязательно получится. Закрепление мягкого звука происходит по такой же схеме, как и у твердого звука С.
При произнесении З и ЗЬ в добавление к парным им глухим появляется голос и напор воздушной струи ослабевает. Звук З ребенок легко произносит по подражанию после того, как был закреплен звук С, так как артикуляция звуков З и С одинакова. Звук З отличается от звука С лишь тем, что он звонкий. Можно поиграть в «друга» насоса – комара. А чтобы научиться «петь» его песенку, надо выполнить все упражнения по аналогии со звуком С.
Желаю Вам успехов!
Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.
Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:
- развитие общей речевой активности,
- накопление словаря,
- развитие физического и речевого слуха,
- развитие грамматической стороны речи,
- обучение навыкам словообразования и словоизменения,
- развитие артикуляционной моторики,
- развитие связной речи и, наконец,
- коррекция произношения.
В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
- профилактика нарушений письма и чтения.
Посещающие нашу группу дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу — для усвоения школьной программы.
Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.
Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.
Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.
Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.
В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.
Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.
Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.
Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения,
но при условии выполнения логопедических правил
и систематических занятий
Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:
- родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
- просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
- посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
- в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации,
- учить говорить достаточно громко, не спеша;
- использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ПЕРВЫЙ ЭТАП В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Логопедическая (артикуляторная) гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Логопедическая гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детей более старшего возраста для коррекции нарушений речи . Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему языка.
Давайте разберем, из чего состоят органы артикуляционного аппарата.
- Язык – это самый подвижный орган артикуляционного аппарата;
- Губы – от их подвижности зависит образование звуков. Наиболее подвижной является нижняя губа;
- Нижняя челюсть – может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта;
- Мягкое нёбо – также может опускаться и подниматься. Если оно опущено, то воздушная струя идет через рот, и образуются следующие звуки — м, м’, н, н’.
Для каждого органа артикуляционного аппарата есть свои специальные упражнения. В основном, конечно же, это упражнения для развития мышц языка и губ. Например «Маляр», «Грибок», «Сделай язык широким», «Улыбка», «Хоботок» и т.д.
При образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает целенаправленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.
Всего есть четыре комплекса упражнений:
- Упражнения, необходимые для правильного произношения свистящих звуков;
- Упражнения, необходимые для правильного произношения шипящих звуков;
- Упражнения, необходимые для правильного произношения звука Л;
- Упражнения, необходимые для правильного произношения звук Р.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше это делать перед завтраком в течение 3 – 5 мин. Не следует предлагать детям более двух-трех упражнений.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которой должно быть хорошо освещено.
Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае гимнастика не достигнет своей цели.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому сначала рассказываем, как будем выполнять упражнение, затем показываем его выполнение и проверяем правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).
Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.
В качестве игрового приема хорошо использовать «Сказку о Веселом Язычке».
Задержка речевого развития (ЗРР) — это ВРЕМЕННОЕ отставание в развитии речи. Чаще всего этот диагноз ставят детям, не достигшим трехлетнего возраста. А вот в каких случаях, давайте разберемся?
Такое заключение могут поставить, во-первых, если ваш ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, то есть, у него достаточный пассивный словарь, но самостоятельной речи (активного словаря) нет вообще.
Во-вторых, у ребенка может быть небольшой активный словарь (например, самостоятельная речь появилась не так давно — не более 6 месяцев назад).
В 3 года диагноз всегда уточняется. Если речевое развитие все более улучшается и совершенствуется и теперь близко к норме или не отличается от нормы, то можно подтвердить, что это было ни что иное, как ЗРР (диагноз при этом снимается).
Но не стоит так уж легко относиться к такому роду диагноза, думать о легкости состояния речевого развития ребенка и надежде, что «само пройдет», но и в том, что под маской ЗРР могут скрываться и более серьезные диагнозы: алалия, общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического (другими словами — интеллектуального) развития (ЗПР) и даже расстройства аутистического спектра (аутизм).
Если в 3 года речь не появляется или развивается с серьезными отклонениями от нормы, то диагноз ЗРР заменяется одним из вышеуказанных.
Почему же происходит задержка речевого развития? Выделяется 2 основные группы причин:
Неправильные методы воспитания в семье или детском саду:
- частые разногласия, ссоры, конфликты в присутствии ребенка;
- недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых (взрослые слишком заняты, и ребенок предоставлен сам себе);
- гиперопека (предугадывается и исполняется любое желание ребенка);
- авторитарный стиль воспитания (ребенку диктуют каждый шаг, а с его мнением не считаются).
В этих случаях у ребенка не формируется мотивация к речевому общению: ему либо не к кому обращаться, либо незачем.
Неврологические заболевания либо недостаточность слухового и (или) зрительного восприятия, моторики артикуляционного аппарата (движений губ, языка, мягкого нёба и др.).
Симптоматика задержки речевого развития индивидуальна для каждого случая. Заметить проблемы родителям сложно. ЗРР определяется по следующим признаками: