УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Если Вы чувствуете, что ребенок подвержен страхам, то поиграйте вместе с ним в приведенные ниже игры. Очень хорошо, если Вам при этом будут помогать близкие люди: родственники и друзья. Проведите своё свободное время с пользой для ребёнка!
Успехов Вам!
Игры на снятие страхов и повышение уверенности в себе
(учитывайте возрастной ценз, который указан в скобочках для каждой игры)
Игра «Качели»
(для детей с 4 лет)
В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу <<зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2-3 минуты.
Предупреждение: ребёнок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.
Игра «Художники»
(для детей с 4 лет)
Возьмите большой лист белой бумаги либо кусок старых обоев и положите на клеенку или газеты. Перед ребёнком поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невиданных зверей>, «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т. д.
Замечание: После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали. Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и всем вместе отмывать друг друга.
Игра «Нарисуй свой страх»
(для детей с 5 лет)
Сначала желательно поговорить с ребенком, было ли такое, когда он сильно испугался. Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, скажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большой лист бумаги, подойдите к мусорному ведру и киньте бумажный ком туда, затем вместе с ребенком сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх» и больше его никогда не будет.
Замечание: Повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».
Игра «Расскажи свой страх»
(для детей с 5 лет)
Минимальное количество участников — 2 человека, но чем больше, тем продуктивней игра. В тесном доверительном круге родитель рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был (а) таким (ой) как ты, то …». Затем задаётся вопрос: «А у вас такое было?», «А кто чего боится, расскажите!». Ребёнок по желанию рассказывает о ситуациях, когда ему было страшно.
Предупреждение: постарайтесь обговорить возможные детские страхи: темноты, одиночества, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.
Игра «Неваляшка»
(для детей с 6 лет)
Необходимое количество участников — 3 человека, желательно родители и ребенок. Родители встают на расстоянии метра лицом друг к другу, между ними становится ребёнок с закрытыми или завязанными глазами. Ребёнок падает назад, выставленные руки родителя подхватывают ребёнка и направляют его падение вперёд, другой родитель подхватывает ребёнка и направляет его падение назад и т.д. Продолжение игры 2-3 минуты. Сначала амплитуду раскачивания необходимо сделать минимальной. Ребёнок с сильными страхами может выполнять игру с открытыми глазами.
Игра «Гармоничный танец»
(для детей с 6 лет)
В игре участвуют двое. Ребёнок закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит медленная музыка. Родитель делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ребёнка следовать за руками родителя и повторять его движения, не потеряться.
Предупреждение: Не допускайте смены ролей, то есть ребёнок не должен вести родителя. Можно разрешить ребенку выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.
Игра «Маски»
(для детей с 6 лет)
Минимальное количество участников 2 человека, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остаётся в ней какое-то время, можно потанцевать <<дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг дугу, можно плавно потанцевать.
Замечание: чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.
Зачастую в процессе воспитания детей у родителей возникает вопрос: «Что делать? Он меня вообще не слышит!». «Как об стену горох», «Ему надо 100 раз повторить!», «Пока не закричишь, даже и не услышит». Мы взрослые, пытаемся давать указания малышам, как «маленьким взрослым», но не как детям. А в этой детской стране существуют свои правила.
Правило 1 |
|
Ребёнок способен сконцентрироваться достаточно хорошо только на одной задаче. Если малыш увлечен игрой, он и не услышит, что от него требуют. Слова взрослого доносятся, откуда то сверху, издалека, как в тумане.
|
Прежде всего, нужно переключить внимание на себя: Ребёнка старше 4-х лет желательно попросить повторить то что он услышал, спросить, что нужно сделать. |
Правило 2 |
|
Самые простые на наш взгляд просьбы: «Сними обувь, вымой руки и садись за стол» для ребёнка младше 4-х лет это довольно таки сложные алгоритмы. Попробуй ка запомнить все по порядку и при этом ничего не пропустить. |
В данном случае лучше разбить просьбу на более простые. Например, И переходить от одного указания к другому, только тогда, когда будет выполнено предыдущее. |
Правило 3 |
|
Дети воспринимают всё буквально. И догадаться, что в вопросе заложено руководство к действию, им ещё трудно. Например, мы говорим: «Ну, ходи, ходи с грязными руками, все будут над тобой смеяться». «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?» |
Нужно помнить, что ребёнок только осваивает язык и просьбы должны звучать однозначно: |
Правило 4 |
|
Выслушивая длинную нотацию по поводу неправильного поведения, ребёнок путается в услышанных словах и забывает о сути речи. Например, «Ну сколько раз тебе говорить, не прыгать по креслам. Уже забыл, как нос разбил. Потом плакал 3 часа. Что ещё раз хочешь свалиться. Я тебя не буду жалеть. |
Да, родителей можно понять, как говорится «накипело». Хочется наконец-таки прекратить опасное поведение. Но ребёнок живет по принципу «здесь и сейчас». Не нужно его пугать будущими неприятностями и вспоминать прошлые ошибки. Лучше сказать коротко и ясно: «Прыгать по креслам нельзя это опасно». И переключить ребёнка на другую игру: «Давай лучше поиграем в карусельки, самолётики, попрыгаем по цветочкам на ковре». |
Правило 5 |
|
Вспомните, как мы себя чувствуем, когда на нас начинают кричать значимые для нас люди. Наверное, не очень хорошо. Это вызывает обиду, тревогу, агрессию, раздражение, неприязнь, ощущение ничтожности, беспомощности. Конечно, ребёнок скажет, что он всё услышал и понял, что больше так не будет делать, даже попросит прощение. Но какое после этого у него будет эмоциональное состояние? Скорее всего, отрицательное. | Лучше удерживать свои эмоции под контролем и демонстрировать ребёнку уравновешенное, спокойное поведение, быть последовательным. Например, «Когда стрелочка часов будет на цифре 8, мы выключаем мультфильм и идем спать. И поступать так регулярно, не поддаваться детским просьбам: «Ну, ещё чуть-чуть». Если ребёнок поймет, что нет способов выпросить часовое сидение перед телевизором он постепенно привыкнет к этому требованию, и не будет противиться. В данном случае от родителей требуется выдержка и упорство. |
Правило 6 |
|
Дети воспринимают сказанное не так быстро как взрослые. Произвольное внимание формируется у ребёнка только к 6-7 годам. И быстро переключиться от интересного дела он не может. | Если ребёнок долго не может оторваться от игры, постарайтесь пойти на компромисс: «Хорошо, скатись с горки ещё 2 раза, и пойдём домой», «А давай посмотрим, как быстро твоя машинка доедет до кухни». |
Правило 7 |
|
Это правило требует от взрослых огромного терпения и выдержки. Смысл правила состоит в том, что установленные нормы выполняются всегда. Например, всегда моем руки перед едой. И нужно ребёнку всегда при необходимости об этом напоминать. | Можно использовать картинки-напоминалки и разместить их на кухне, в ванной. Можно усложнить задачу, попросить ребёнка отмечать на этой картинке плюсиком каждое мытье рук. |
Правило 8 |
|
Детское восприятие пропускает частицу «НЕ». И ребёнок родительский запрет принимает, как заманчивое предложение. «Не лезь в лужу», «Не хлопай дверью». | Лучше предложить альтернативу: «Попробуй закрыть дверь, чтоб никто не услышал. Тихо-тихо». «А давай обойдем лужу по самому краешку». |
Правило 9 |
|
Родители, испытывающие постоянный страх за своего ребёнка часто делают ему замечания: «Осторожно порог, смотри не упади, не наступи в грязь!». Так целый день и в какой-то момент, уставший от наставлений ребёнок, начинает воспринимать речь взрослого как «фон». | Не нужно одёргивать ребенка по каждому поводу. Просто будьте рядом, когда он активен. Демонстрируйте безопасное поведение. И ребёнок обязательно его скопирует. |
Правило 10 |
|
Бывает, что ребёнок и родители целый день вместе. Но с другой стороны сложно сказать, что они долго были вместе. Ребёнок хочет рассказать маме о чем-то очень для него важном (найденном в песочнице камушке, увиденной бабочке), но мама увлечена разговором по телефону или общением с подругой, думает о чем-то своем. Она отвечает: «Подожди!», «Давай расскажешь потом». Или, например, идя по дороге, ребёнок начинает рассказывать о чем-либо, а взрослый в ответ рассеянно кивает головой и однословно отвечает: «Да-да». | А ведь родители для своих детей являются примером общения. И об этом нужно помнить всегда! Необходимо ежедневно час-два сосредотачиваться только на общении со своим ребёнком. Ведь дети, с которыми проводят целый день «рядом, но не вместе» начинают «выпрашивать» внимания при помощи шалостей и отрицательного поведения. |
И если мы хотим быть услышаны детьми нам просто необходимо соблюдать эти правила!
Все родители знают, что сейчас мультфильмы маркируются знаками «0+», «6+», «12+». Данные цифры указывают на возраст, с которого просмотр предлагаемой информации считается безопасной для детской психики. Однако, чтоб выбрать действительно полезный мультфильм для ребёнка, родителям нужно обращать внимание не только на возрастной ценз, но и на другие очень важные моменты:
Выбирать реалистичных героев.
Внешний вид и голос героя должны быть естественными. Потому что в игре дошкольники используют атрибуты мультипликационных ролей, применяют способы разрешения ситуаций, которые те демонстрируют. Сравнивают себя с героями мультфильмов, украшают свою одежду, изменяют прически, используют соответствующих кукол-персонажей. Старайтесь выбирать героев с реалистичными характерами. Действия и речь мультипликационных героев должны быть понятны ребёнку. Темп речи должен быть медленным, с интонационными паузами. Если ситуации мультфильма не соответствуют реальной жизни детей, то дошкольник просто не поймёт происходящего, либо появится «искажённое восприятие». Непонятные моменты, которые встречаются в мультфильме, нужно обязательно объяснить. Если герои транслируют не свойственное их полу поведение и смешение гендерных ролей, то у ребенка может произойти искажение гендерной идентичности. Если персонаж имеет неестественный вид, в сюжете должно быть объяснение этому.
Защищать ребенка от агрессии.
Строго избегать мультфильмов, побуждающих к причинению вреда своему здоровью, к самоубийству, насилию над людьми и животными. Потому что через просмотр мультфильмов дети усваивают модели поведения героев. Привлекательный, любимый персонаж становится образцом, которому можно подражать. И, если он ведет себя агрессивно, наносит вред другим героям, дети вполне могут скопировать это поведение. Станут агрессивно вести себя со сверстниками или взрослыми.
Исключать «быстрые» мультфильмы и спецэффекты.
Оценивайте скорость предъявления видеоряда. После просмотра динамичного мультфильма с высокой скоростью смены кадров, дети становятся гиперактивны и невнимательны. Плохо запоминают информацию и не могут решить познавательную задачу. Лучше выбрать мультик, где кадры сменяют друг друга плавно. Желательно избегать слишком ярких мультфильмов с контрастными и неестественными цветами. Это утомляет нервную систему детей, вызывает сильные переживания. Исключите мультфильмы с большим количеством спецэффектов. Они мешают детям понять основной смысл событий. Если ребенок не понимает сюжет, соответственно он не усваивает нормы и образцы поведения. И впоследствии не сможет построить полноценную игру по мотивам мультфильма. Дети после просмотра таких мультиков начинают агрессивно вести себя со сверстниками и не слушают взрослых. Избегайте просмотра многосерийных мультфильмов. Большое количество серий затрудняет запоминание сюжета и мешает пониманию смысла происходящих событий.
Воспитывать мораль.
Дети учатся понимать, что такое добро и зло посредством сказок и мультфильмов. Поступки и убеждения героев воспринимаются некритично, как правильные и естественные. В сюжетах мультфильмов герои не должны оправдывать противоправное поведение, проявлять неуважение к родителям и другим членам семьи. В том случае, когда «плохие» герои остаются безнаказанными, ребёнок не усваивает основных моральных принципов: что хорошо, а что плохо. В результате этого, он пренебрегает запретами и не слушается взрослых. Родители могут показывать детям мультики, где Добро торжествует над Злом, где герои выражают сострадание к жертве и осуждают насилие. Такие мультфильмы имеют маркировку «0+». Строго исключите мультфильмы, содержащие нецензурную брань, мультики, вызывающие желание употребить наркотики, табак и алкоголь.
Оценивать мультфильм по схеме.
Чтобы оценить степень негативного влияния на психику ребёнка воспользуйтесь схемой анализа мультфильма (См.: «МУЛЬТИ — ПУЛЬТИ» (Часть 2.)
Удачи Вам в выборе полезных мультфильмов!
Источник: Тимошина И., Морозова А., «Справочник педагога-психолога, д. сад
Анкета
«Изучение степени негативного влияния мультфильма на психику ребёнка»
1. Скорость предъявления видеоряда:
а) плавная и медленная смена кадров;
б) скорость смены кадров зависит от сцены (от быстрой до плавной, медленной);
в) постоянная и быстрая смена кадра.
2. Количество и влияние спецэффектов:
а) спецэффектов нет либо малое количество, они не вызывают сильного проявления эмоций;
б) умеренное количество спецэффектов, некоторые вызывают сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и пр.);
в) большое количество спецэффектов, привлекающих внимание, вызывающих сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и пр.).
3. Изображение героев:
а) естественное изображение всех героев;
б) некоторые герои имеют неестественный вид, некоторые части тела искажены, но в мультфильме объяснены причины этих изменений;
в) изображение героев полностью не соответствует действительности, части тела искажены, причины данных изменений в мультфильме не уточнены.
4. Соответствие действий героев реальной жизнедеятельности и знаниям дошкольников:
а) полное соответствие — детям понятны действия героев, они не требуют дополнительного уточнения;
б) некоторые действия героев требуют дополнительного уточнения у взрослых;
в) полное несоответствие — действия героев непонятны, детям необходимы постоянные пояснения.
5. Характеристика речи героев:
а) темп речи не быстрый, есть интонационные паузы, голос героев приближен к реальным, разборчив;
б) у некоторых героев темп речи быстрый, голос искажен, сложно разборчив;
в) темп речи быстрый, голос героев искажен, не похож на реальный, иногда сбивчив, сложно разборчив.
6. Доступность содержания речи героев для дошкольников:
а) содержание речи доступно дошкольнику, не требует дополнительных пояснений;
б) некоторые слова или выражения требуют дополнительных пояснений взрослыми;
в) содержание речи недоступно дошкольнику, требует постоянных пояснений взрослыми.
7. Проявления агрессивных действий:
а) герои не проявляют агрессивных действий по отношению к себе и друг к другу;
б) присутствуют единичные проявления агрессивного поведения;
в) частая демонстрация агрессивных действий героев.
8. Степень ответственности героев за совершенные ими негативные действия:
а) герои несут ответственность за совершенные негативные действия, наказываются, «добро побеждает зло»;
б) не все герои несут ответственность за совершенные негативные действия, условно «хорошие» герои при совершении негативных действий не наказываются;
в) герои при совершении негативных действий остаются безнаказанными, их поступки не объясняются.
9. Демонстрация откровенных сцен и сексуальность героев:
а) откровенных сцен нет, в изображении героев нет акцента на их сексуальности;
б) откровенные сцены отсутствуют, но внешность героев может быть подчеркнуто сексуальной;
в) демонстрация откровенных сцен, гипертрофированная сексуальность героев.
10. Образовательная функция:
а) при просмотре мультфильма ребенок приобретает знания и умения, которые впоследствии могут быть применены на практике;
б) в мультфильме нет явного акцента на образовательной функции;
в) сюжет мультфильма не только не несет в себе образовательной функции, но и всячески высмеивает возможные способы приобретения знаний и умений.